Версия для слабовидящих
Контактная информация

453264, Республика Башкортостан, г.Салават, бульвар Космонавтов, 23 
Посмотреть на карте

8 (3476) 32-75-01

 
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №7"
городского округа город Салават Республики Башкортостан

Советы учителя-логопеда

Советы учителя-логопеда

родителям будущих первоклассников

«Если   мы хотим помочь ребёнку успешно

учиться, то самое главное, с чего  мы должны начать и

чему   постоянно следовать - это дать ему возможность

чувствовать, что он также способен, как все остальные,

и что у него  тоже  есть  своя особенная «искра божья».

Ш. Амонашвили


            Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. 
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. 
У ребенка должно быть хорошее умственное развитие,  внимание, память и, конечно же, речь.

Недостатки речевого развития являются одной из важнейших причин неуспеваемости ребенка по родному языку. Они затрудняют овладение правильным чтением (дислексия) и грамотным письмом (дисграфия).

Уважаемые читатели, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Поэтому, важно учитывать, что нарушения речевого развития многообразны. Они проявляются в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление окончаний, неправильное употребление предлогов и т.п.), дефектах звукопроизношения, нарушении фонематического слуха (т.е. в аномальном овладении звуковым составом слова).

В картине речевых нарушений наиболее заметны для родителей дефекты произношения, особенно если они располагаются на несколько групп звуков (свистящие, шипящие, р, л), и все усилия направляются на коррекцию звукопроизношения.

В основном, к началу школьного обучения дефекты звукопроизношения уже устранены. Но нарушение фонематического восприятия зачастую остается. Родители же считают, что раз ребенок говорит «чисто», т.е. в речи отсутствуют дефектные звуки, то ребенок не нуждается в логопедической помощи. Но несколько позже они с удивление замечают, что ребенок на письме пропускает буквы, заменяет одни буквы другими, искажает слова и т.д. То есть у ребенка нарушается письменная речь. Причины этого в нарушении фонематического слуха.

Умение слышать и выделять звуки, определять их последовательность и порядок предупреждает многие трудности в обучении письму и чтению. 
Звуковая сторона языка – основа подготовки детей к обучению грамоте. 
Главными помощниками в этом отношении будете вы, родители. А чтобы ваши усилия были эффективными, используйте следующие упражнения для развития фонематического слуха: 
- Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других: сок, сок, ток, сок… (т.е. одним звуком); 
- Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш; другой слог:га-га-га-ха-га… 
- Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла: д.о.м. 
- Какими звуками отличаются слова: коса-коза, кот – год… 
- Определи первый звук в слове; последний; 
- Назови следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук моего; 
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ж»: лужа, муха, жук, шишка, жук… 
- Назови игрушки на заданный звук; предметы в комнате, на кухне, на улице; 
- Посчитай, сколько звуков в слове, слогов 
- Назови звуки по порядку: мак – (м.а.к)

Эти и подобные упражнения очень просты и не требуют больших затрат сил и времени. Но они помогут вашему ребенку развить фонематический слух, устранить недостатки фонематического восприятия. Их можно выполнять по дороге в детский сад или во время прогулки с ребенком, дома в свободное время.

У детей, поступающих в первый класс, встречаются так же нарушения грамматического строя речи, т.е. дети неправильно согласовывают слова, неверно употребляют предлоги, падежные окончания. Такие дети испытывают еще большие затруднения при обучении. 
Следите за их речью, поправляйте, не оставляйте ошибки подобного рода без внимания. Поиграйте в игры типа: «Куда я спрятала карандаш?», «Чего не стало?», «Что забыл нарисовать художник?», «Кому что нужно?» и т.п. 
Для развития связной речи больше читайте детям, просите ответить на вопросы, пересказать прочитанное, рассказать об увиденном во время прогулки, описать понравившуюся игрушку и т.п. 
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать работу по предупреждению нарушений письма, тем легче будет ребенку адаптироваться в школе и овладеть грамотным письмом. 
Существует много пособий, где есть различные виды упражнений для развития речи вашего ребенка: «Подготовка к школе», «Как звучат слова», «Я готовлюсь к школе», «Учимся играя», «Развитие речи» и т.п. 
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей наиболее развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка, для них также характерны самостоятельные наблюдения за языковыми явлениями. 
За год до начала учебного года можно организовать целенаправленные занятия с детьми, которые помогут им преодолеть недостатки речевого развития.

Уважаемые читатели, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 

Учитель-логопед: Коннова Олеся Геннадьевна

МБОУ «СОШ № 7» г. Салават